Завтрак на траве
Эдуард Мане 1963
За несколько лет до этого Эдуард Мане, картины которого тогда принимались, бурно обсуждались и вновь отвергались Салоном, произвел подлинный фурор своим Завтраков на траве. Посреди поляны, захватив с собой хлеб, вино и другую снедь, расположились двое одетых по-городскому мужчин и обнаженная женщина; другая женщина на заднем плане омывает ноги в реке. Картина имела скандальный успех, и та же публика, которая прославляла Александра Кабанеля за слащавое сладострастие в изображении обнаженной Венеры, с трудом могла удержаться от того чтобы не оплевать Завтрак на траве. Возмущение едва ли следует приписывать тому обстоятельству, что изображенной женщины не было оправдано мифологической темой. Сверх того, оно было спровоцировано манерой живописи, которая показалась современникам грубой.
Но Моне был воодушевлен живописными качествами произведения своего почти тезки. После того как в 1863 году он впервые увидел картины Мане, его темная палитра заметно посветлела. Он попытался превзойти Мане в подлинном tour de force (проявление силы, ловкости или изобретательности): его Завтра должен был иметь фантастические размеры: 4,2 на 6,5 метра и изображать около дюжины фигур в натуральную величину, которые собрались на пикник в березовом лесу с вином, фаршированной курицей и тортами.
В то время как как картина Мане была работой, сделанной по всем правилам в мастерской, Моне отправился на пленэр. Если Мане шокировал тем, что без какого-либо аллегорического предлога он поместил в картину между по-современному одетыми мужчинами обнаженную женщину, которая к тому же вызывающе смотрит назрителя, Ионе изобразил на пикнике общество, с шиком одетое по самой последней французской моде. Кажется, что он принял к сердцу злобную критику своего старшего коллеги и своей благовоспитанностью надеялся сделаться на сей раз любимцев Салона.
Летом 1865года вместе со своей 19летней возлюбленной Камиллой Донсье и другом Базилем, с которым онделил мастерскую, Моне отправился в лес Фонтенбло. Его друзья, терпеливо стоя, сидя или лежа,позировали ему для всех фигур. Осенью Моне в своей в своей парижской мастерской начал переносить эскизы на большое полотно. Как одержимый всю зиму он работал над картиной, но незадолго до открытия Салона был вынужден признать, что она незакончена. Он забросил ее и написал за 4 дня портрет Камиллы Дамма в зеленном платье, которая имела большой успех на салоне.
Задолжав за много месяце в плату за квартиру, Моне был вынужден оставить картину в качестве залога. Когда через несколько лет хотел вновь его выкупить, то она была покрыта плесенью и во многих местах пострадала от сырости. Удалось спасти только 2 фрагмента монументального произведения.
Завтрак Мане является первой потугой в пост модернизму, так как он взял античные символы, переработал их в современном ключе и получил нечто новое.
Клод Моне Завтрак на траве 1865 этюд
Дает представление о том, как могла бы выглядеть неоконченная работа. Вероятно это предварительный эскиз, написанный в лесу Фортенбло, на основе которого в мастерской должна была быть создана большая картина.